Применение термомеханической обработки при производстве проката позволит обеспечивать высококачественным стальным продуктом растущий рынок мостостроения. Об этом на конференции «Дорожное строительство в России. Мосты и искусственные сооружения» в Питере рассказал Павел Степанов, к. т. н., представлявший Выксунский металлургический завод.
Он отметил, что благодаря менее энергоемкому технологическому процессу производства и особенностям технологического цикла можно сократить себестоимость проката и сроки его поставки. А значит, снизить стоимость проектов по строительству мостов. При этом прокат в термомеханически обработанном состоянии имеет лучшую свариваемость, что обеспечит высокую прочность мостовым конструкциям.
«На нашем заводе в Нижегородской области установлен самый передовой в России толстолистовой стан. Автоматизированная система управления оборудованием позволяет за счет сверхточных режимов термомеханической обработки получать равномерные свойства и микроструктуру по всей длине и ширине листа, что было невозможно еще полвека назад», — отметил Степанов.
Он напомнил, что с 2022 года в России действует обновленный ГОСТ 6713-2021, в котором учли актуальные научные достижения в области металловедения и технические возможности металлопроизводителей для мостостроения. До этого технологию производства в ГОСТ 6713 не меняли 47 лет. По сути прокат для мостов выпускали по технологиям, которые были актуальны на начало 1970-ых годов.
Новый же стандарт позволяет разрабатывать новые технологии производства стального проката для мостостроения. В частности, термомеханически обработанный прокат. В 2022 году крупные металлопроизводители совместно с отраслевыми научными институтами провели квалификационные испытания термомеханически обработанного проката на основе программы, утвержденной Минтрансом и Минстроем. Выксунский завод предоставил для этих исследований заготовки и листы из стали марки 10ХСНД. Результаты квалификационных испытаний показали, что прокат полностью соответствует всем требованиям мостостроения. Это же подтвердили и ЦНИИчермет имени И. П. Бардина, ЦНИИПСК им. Мельникова, МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Теперь дело за проектировщикам и производителями мостовых конструкций, от активности которых зависит, как быстро новый ГОСТ начнет реально работать. В мировом мостостроении термомеханически обработанный прокат широко применяют с конца XX века. Пример — вантовый мост Эразма в Роттердаме, построенный в 1996 году.